Решение Самарского областного суда от 26.01.2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим Закона Самарской области от 11.11.2014 N 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области">



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 26 января 2015 г. № 3-31/2015 (3-88/2014)

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Филатовой К.П.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта,

установил:

А.Е.А. обратилась в Самарский областной суд с заявлением, в котором просит признать незаконным и необоснованным Закон Самарской области от 11.11.2014 № 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области". Считает, что данный Закон противоречит Конституции Российской Федерации, Европейской хартии местного самоуправления, а также Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления". Нарушение своих прав усматривает в том, что конституционный статус избирателя установлен Конституцией РФ, а именно в статьях 28 и 32. Избирательное право - это право субъективное, в данном случае, в результате принятия оспариваемого ею Закона Самарской области № 116-ГД происходит пресекательная форма ее волеизъявления. Поскольку она, непосредственно не участвуя в выборах главы муниципального образования как избиратель, не может управлять выборами и производить выборы в органы местного самоуправления. Она, А.Е.А., лишена личного права - возможности избрания главы муниципального образования. Поселение, на территории которого она проживает, в скором времени должно быть включено в г.о. Тольятти, в таком случае она будет лишена личного права, либо она будет лишена такого права в случае перемены места жительства.
В судебном заседании представители А.Е.А.: Н.Е.В., К.Е.Ю., Б.Л.А., К.Д.В., заявленные ею требования поддержали в полном объеме.
Представители Самарской Губернской Думы: К.Е.Ю., Б.Л.А., и Губернатора Самарской области: К.Д.В. и И.Д.А., требования А.Е.А. не признали, пояснив, что оспариваемый ею Закон Самарской области был принят в целях реализации дискреционных полномочий Самарской области по установлению способа избрания глав городских округов. В этой связи Закон Самарской области № 116-ГД в полной мере соответствует положениям действующего федерального законодательства.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований, заявленных А.Е.А., при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многофункциональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ.
Общие принципы организации органов местного самоуправления урегулированы Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Как следует из части 2 статьи 134 указанного Федерального закона, глава муниципального образования входит в состав структуры органов местного самоуправления.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Указанная норма действует в редакции Федерального закона от 25.05.2014 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
Согласно статье 4 названного Федерального закона № 136-ФЗ закон вступает в силу со дня его официального опубликования. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимаются законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 4 статьи 35, частью 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). В течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений приводятся в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и законов субъектов РФ.
На основании вышеперечисленных норм федерального законодательства, в пределах установленных ими полномочий, Самарской Губернской Думой был принят закон Самарской области от 14.11.2014 № 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области", который был опубликован в издании "Волжская коммуна" 18.11.2014 № 302 (29154).
В соответствии со статьей 1 названного регионального закона глава городского округа избирается представительным органом городского округа из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа городского круга.
Проект закона был внесен на рассмотрение Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области в соответствии со статьями 67 и 77 Устава Самарской области.
Учитывая требования федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемый заявителем региональный закон был принят в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем, не нарушает прав и интересов заявителя.
Положения Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают возможность выбора и определения в законе субъекта и уставе муниципального образования одного из вариантов порядка избрания главы муниципального образования, указанного в части 2 статьи 36 названного Федерального закона, а именно: либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава. При этом каких-либо дополнительных условий, ограничивающих усмотрение субъекта по такому выбору, Федеральный закон не содержит.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно высказывал свою позицию по вопросам формирования органов муниципального образования. Так, в частности, в Постановлении от 21.12.2005 № 13-П указано, Конституция РФ, провозглашая свободные выборы, не рассматривает выборы в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом уровне ее организации и не исключает возможность различных вариантов наделения полномочиями органов и должностных лиц публичной власти, непосредственно не поименованных в Конституции РФ в качестве избираемых, в том числе возможность изменения ранее установленного порядка наделения полномочиями соответствующих органов и лиц, если при этом соблюдаются конституционные права и иные общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Определяя в части 2 статьи 130, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, Конституция РФ также не указывает органы и должностных лиц местного самоуправления, которые должны избираться населением непосредственно, что предполагает необходимость соответствующего законодательного регулирования исходя из конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1319-О-О).
Доводы заявителя о противоречии оспариваемого закона положениям Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985, также не могут служить основанием для удовлетворения требований, так как основаны на неправильном толковании правовых норм.
Анализируя требования действующего законодательства, суд пришел к выводу, что оспариваемый Закон Самарской области был принят Самарской Губернской Думой в пределах полномочий, определенных законом. При этом суд не усматривает противоречие оспариваемых положений данного закона положениям федерального законодательства.
Утверждения заявительницы о противоречии оспариваемых норм, не прошедших по ее мнению антикоррупционную экспертизу, Федеральному закону "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" не могут служить безусловным основанием к признанию таких норм недействующими, поскольку носят неопределенный характер, кроме того согласно статьям 3 и 4 названного Закона антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации проводится федеральным органом исполнительной власти в области юстиции при мониторинге их применения и при внесении сведений в федеральный регистр нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Заключения таких экспертиз носят рекомендательный характер. Данные о том, что федеральным органом юстиции составлено заключение о коррупционности оспариваемых заявительницей положений, отсутствуют.
Вопрос о противоречии оспариваемого Закона Самарской области нормам Конституции Российской Федерации не может быть рассмотрен судом, поскольку проверка конституционности нормативных актов осуществляется в порядке конституционного судопроизводства Конституционным судом РФ.
На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ требования А.Е.А. удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований А.Е.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим Закона Самарской области от 11.11.2014 № 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------