Решение Самарского областного суда от 16.01.2015 <О признании недействующими абзаца 3 пункта 2.4 и абзаца 2 пункта 2.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 16 января 2015 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Ф.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению З.А.С. и Х.В.А. о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующим нормативного правового акта в части,

установил:

З.А.С. и Х.В.А. обратились в Самарский областной суд с заявлением о признании недействующими с момента принятия части 3 статьи 9 Закона Самарской области от 11.03.2014 № 94-ГД "О земле" в части определения критериев и оснований признания участка не свободным от прав третьих лиц, данная норма заявителями оспаривается в редакции, действовавшей на момент их обращения за предоставлением земельного участка - август 2012 года. Также в своем заявлении они просят признать недействующими абзац 2 пункта 2.2, абзац 3 пункта 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, возглавляющих на заявителя обязанности по сбору и предоставлению документов о правах третьих лиц на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, а также в части вынесения решения об отказе в предоставлении земельных участков в случае непредставления заявителем документов на временные строения, собственником которых он не является при отсутствии официальных сведений о законности нахождения строений на участке.
В судебном заседании представитель заявителей Д.С.М. заявленные требования поддержала только в части признания недействующими указанных в заявлении положений Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством. По мнению заявителей абзац 2 пункта 2.2, абзац 3 пункта 2.4 Порядка противоречит действующему законодательству, поскольку обязывает лиц, обратившихся за предоставлением земельного участка, представлять сведения, в том числе из органов, осуществляющих технический учет объектов капитального строительства, подтверждающие правомерность возведения таких объектов, даже в том случае, если заявитель не является правообладателем указанных объектов. Непредставление таких документов является основанием к отказу в предоставлении земельного участка, по основаниям, установленным статьей 9 Закона Самарской области "О земле" и абзаца 3 пункта 2.4 названного Порядка. Кроме того, оспариваемые нормы вносят неясность в процессе их применения, т.е. являются неопределенными, что само по себе является основанием для признания их недействующими.
От требований о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей части 3 статьи 9 Закона Самарской области "О земле" в редакции, действовавшей на июль - август 2012 года сторона заявителей отказалась. В указанной части судом вынесено определение о прекращении производства по делу.
Представители Самарской Губернской Думы Г.В.Г. и правительства Самарской области Х.Л.А., заявленные требования не признали. Считают, что доводы заявителей основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства и оснований для их удовлетворения не имеется.
Суд, выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, приходит к следующему.
Согласно статье 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
В статье 2 Земельного кодекса РФ определено, что земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Земельное законодательство состоит из настоящего Кодекса, федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Земельного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений.
В соответствии со статьей 5.1 Закона Самарской области от 11.03.2005 № 94-ГД "О земле" Правительство Самарской области или уполномоченный им исполнительный орган государственной власти Самарской области осуществляет распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, а именно: 1) устанавливает процедуры и критерии предоставления земельных участков.
Во исполнение указанной нормы федерального и регионального законов постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством.
Постановление опубликовано в издании "Волжская коммуна" 28.06.2006 № 114 (254667).
Заявителями оспариваются отдельные положения пунктов 2.2 и 2.4 названного Порядка в редакции постановления Правительства Самарской области от 13.04.2012 № 198, опубликованного в издании "Волжская коммуна" 17.04.2012 № 134(28062).
В соответствии с пунктом 2.1 данного Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявитель), подают в министерство имущественных отношений Самарской области (далее - министерство) заявление о предоставлении земельного участка по форме согласно приложению № 1 к настоящему Порядку.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2.2, который оспаривается по настоящему делу, к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, заявителем в обязательном порядке прилагаются только те документы и информация, необходимость представления которых является исключительно обязанностью заявителя в соответствии с приложением № 2 к настоящему Порядку.
В соответствии с названным приложением № 2 документы, представляемые гражданами:
копия документа, удостоверяющего личность заявителя;
заверенные в установленном порядке документы, удостоверяющие права (полномочия) представителя, если с заявлением обращается представитель заявителя;
копия документа, удостоверяющего личность представителя;
копии пенсионного удостоверения, удостоверения ветерана труда, справки об инвалидности при их наличии (п. 3).
Пунктом 4 приложения № 2 предусмотрено, что в случае, если на земельном участке располагаются объекты недвижимости, заявители представляют:
сообщение заявителя, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на земельном участке, в отношении которого подано заявление о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров;
выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В этом случае также должны быть представлены сведения из организации, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о зарегистрированных правах на данные объекты недвижимости, подтверждающие их принадлежность заявителю;
выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
надлежащим образом заверенные копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при их наличии);
кадастровый паспорт земельного участка. В случае, если указанный документ не представлен заявителем, он запрашивается министерством в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
надлежащим образом заверенную копию документа, подтверждающего обстоятельства, дающие право приобретения земельного участка, в том числе на особых условиях, в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или в аренду на условиях, установленных земельным законодательством, если данное обстоятельство не следует из документов, указанных в настоящем пункте.
Пункт 5 обязывает, что в случае, если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют:
акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду с заявленной целью использования, принятый до 01.07.2006 в соответствии с законодательством, действовавшим на момент его издания;
заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временный (некапитальный) объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке;
сведения, выданные организацией, осуществляющей технический учет объектов капитального строительства, о том, что объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Таким образом, из оспариваемого абзаца 2 пункта 2.2 Порядка следует, что лицо, обратившееся за предоставлением земельного участка, обязано одновременно с заявлением предоставить также сведения из органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, о любых строениях, находящихся на испрашиваемом земельном участке, в том числе и в отношении тех объектов, правообладателем которых он сам не является.
Возложение такой обязанности на заявителя противоречит требованиям действующего федерального законодательства в силу нижеследующего.
Специальным законом, регулирующим отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия, является Федеральный закон от 27.07.2010 № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 7 указанного Федерального закона органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении предусмотренных частью 1 статьи 1 данного Федерального закона государственных и муниципальных услуг, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 указанной статьи перечень документов. Заявитель вправе представить указанные документы и информацию в органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, по собственной инициативе.
По смыслу указанного Федерального закона в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг органы, ответственные за предоставление соответствующих услуг, осуществляют межведомственное информационное взаимодействие, которое предполагает сотрудничество органов и организаций, участвующих в процессе предоставления государственных и муниципальных услуг в целях получения необходимой информации и документов для реализации указанных услуг. Данный Федеральный закон запрещает требовать от заявителя предоставления сведений и документов, которые находятся в распоряжении уполномоченных органов и организаций. Получение таких сведений и документов осуществляется в рамках межведомственного взаимодействия, либо они могут предоставляться заявителями по собственной инициативе.
Кроме того, в соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" сведения о содержании правоустанавливающих документов, обобщенные сведения о правах отдельного лица на имеющиеся или имевшиеся у него объекты недвижимости, не могут быть предоставлены по запросу любого лица.
Абзац 3 пункта 2.4 Порядка, который также оспаривается заявителями, изложен в следующей редакции: при выявлении в процессе рассмотрения заявления препятствий для предоставления земельного участка, предусмотренных действующим законодательством, министерство в течение 14 дней принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка и направляет его в адрес заявителя с указанием причин невозможности предоставления земельного участка.
Содержание данной нормы позволяет сделать вывод, что принимая в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса РФ Порядок, устанавливающий процедуры и критерии предоставления земельных участков, Правительство Самарской области одновременно установило для органа, рассматривающего заявления о предоставлении земельных участков, возможность по своему усмотрению принимать решения об отказе в предоставлении земельных участков, поскольку действующим законодательством не определены как "препятствия для представления земельного участка", так и основания принятия решения об отказе.
В связи с изложенным, суд приходит к выводу, что приведенное правовое предписание нельзя признать отвечающим общеправовым критериям определенности, ясности и недвусмысленности законодательного регулирования поскольку оно допускает возможность усмотрения со стороны органа, предоставляющего государственную услугу, в ходе применения данной нормы.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.11.2007 № 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", проверяя содержание оспариваемого акта или его части, необходимо также выяснять, является ли оно определенным. Если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается не действующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Аналогичная правовая позиция о том, что правовая норма должна отвечать общеправовому критерию формальной определенности, вытекающему из принципа равенства всех перед законом и судом, поскольку такое равенство может быть обеспечено лишь при условии ясности, недвусмысленности нормы, ее единообразного понимания и применения всеми правоприменителями; неопределенность же правовой нормы ведет к ее неоднозначному пониманию и, следовательно, к возможности ее произвольного применения, а значит - к нарушению принципа равенства всех перед законом и судом, ранее неоднократно указывалась Конституционным Судом РФ в постановлениях от 25.04.1995 № 3-П, от 15.07.1999 № 11-П, от 11.11.2003 № 16-П и от 21.01.2010 № 1-П.
На основании изложенного, в силу статьи 253 ГПК РФ суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 пункта 2.4 и абзаца 2 пункта 2.2 - в той мере, в которой на заявителя возлагается обязанность предоставить сведения из органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, о строениях, находящихся на испрашиваемом земельном участке, в том числе и в отношении тех объектов, правообладателем которых он сам не является, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74.
Руководствуясь статьями 194 - 198, 253 ГПК РФ

решил:

Требования З.А.С. и Х.В.А. удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу абзац 3 пункта 2.4 и абзац 2 пункта 2.2 - в той мере, в которой на заявителя возлагается обязанность предоставить сведения из органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги, о строениях, находящихся на испрашиваемом земельном участке, в том числе и в отношении тех объектов, правообладателем которых он сам не является, Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 № 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" (в ред. от 13.04.2012, с измен. от 06.12.2013).
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------