Решение Самарского областного суда от 04.03.2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими Законов Самарской области от 25.09.2014 N 79-ГД "О порядке избрания Главы городского округа Самара Самарской области" и от 11.11.2014 N 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области">



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 4 марта 2015 года

Самарский областной суд в составе:
председательствующего Шабаевой Е.И.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
рассмотрев гражданское дело по заявлению Б.Н.А. и Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании недействующими нормативных правовых актов,

установил:

Б.Н.А. обратилась в Самарский областной суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Закона Самарской области от 25.09.2014 № 79-ГД "О порядке избрания Главы городского округа Самара Самарской области".
Заявитель усматривает противоречие федеральному законодательству оспариваемого ею регионального закона и соответственно нарушение своих прав в следующем. В соответствии с конституционными принципами (глава 1 и статья 12 Конституции РФ) органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, каждое муниципальное образование само вправе решать, какую модель оно избирает, поэтому органы государственной власти не вправе диктовать конкретным муниципалитетам модель власти. Однако, Самарская Губернская Дума 25.09.2014 приняла оспариваемый Закон, который напрямую диктует конкретному муниципальному образованию, какую модель ему избрать. В тот же день Закон подписан Губернатором, который и является инициатором законопроекта. По своей сути оспариваемый Закон лишил муниципальное образование права самостоятельно выбирать способы формирования своих органов. Кроме того, законопроект не был опубликован ни в одном официальном издании, населению о нем вообще ничего не было известно, несмотря на то, что он отменял уставное право жителей Самары - право самим избирать Главу города. Закон был принят в срочном порядке, под давлением Губернатора, сразу в двух чтениях, без учета мнения ряда депутатов Самарской Губернской Думы и населения. Усматривает нарушение своих прав, как и прав всех жителей города в том, что в результате принятия оспариваемого закона она лишена своего активного и пассивного конституционного и ставного права на выборы Главы своего города. Оспариваемый закон принят также в нарушение Закона Самарской области "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области" на одном заседании Думы, минуя стадию подготовки ко второму чтению. Противоречит статьям 2, 12, 32, 45, 46, 130 - 133 Конституции РФ, статьям 12, 13, 94, 108 Устава Самарской области и статье 2 Федерального закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
С аналогичным требованием о признании противоречащим действующему законодательству Закона Самарской области № 79-ГД обратилось Самарское областное отделение политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации", которое также просит признать противоречащим действующему законодательству и недействующим Закон Самарской области № 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области". По мнению заявителя региональный закон № 116-ГД аналогичным образом нарушает права населения, гарантированные Конституцией РФ, Федеральным законом № 131-ФЗ и Уставом Самарской области. Кроме того, при принятии названных законов был нарушен порядок, установленный Законом Самарской области "О разработке, внесении и принятии законов Самарской области".
В судебном заседании Б.Н.А. и представитель Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" С.В.В. заявленные требования поддержали в полном объеме.
Представители Самарской Губернской Думы К.Е.Ю., Б.Л.А., представитель Губернатора Самарской области И.Д.А. заявленные требования не признали, пояснив, что оспариваемые Законы Самарской области в полной мере соответствуют положениям действующего законодательства. Порядок рассмотрения и принятия Закона был соблюден в каждом из указанных случаев, что подтверждается решениями комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению и стенограммами заседаний.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы дела, приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований, при этом суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
В соответствии со статьей 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.
В силу статьи 130 Конституции Российской Федерации единственным источником власти в Российской Федерации является ее многофункциональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В соответствии с пунктом "н" части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов местного самоуправления отнесено к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Согласно части 2 статьи 76 Конституции РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и нормативные правовые акты субъектов РФ.
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", который также определяет государственные гарантии его осуществления.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Федерального закона № 131-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления отнесено, в том числе, правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, которые установлены данным Федеральным законом.
В соответствии со статьей 73 Устава Самарской области Самарская Губернская Дума (законодательный (представительный) орган государственной власти Самарской области) является однопалатным постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Самарской области. В силу статьи 76 Устава Самарская Губернская Дума осуществляет законодательное регулирование по предметам ведения Самарской области и предметам совместного ведения Российской Федерации и Самарской области в пределах полномочий органов государственной власти Самарской области.
В силу статьи 77 Устава Самарской области право законодательной инициативы в Самарской Губернской Думе принадлежит депутатам Самарской Губернской Думы, комитетам и комиссиям Самарской Губернской Думы, депутатским группам и фракциям, Совету Самарской Губернской Думы, Губернатору Самарской области.
Законопроекты, внесенные на рассмотрение Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области в порядке реализации права законодательной инициативы, рассматриваются по его предложению в первоочередном порядке.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта РФ и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах либо представительным органом муниципального образования из своего состава.
Указанная норма действует в редакции Федерального закона от 25.05.2014 № 136-ФЗ "О внесении изменений в статью 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации".
Согласно статье 4 названного Федерального закона № 136-ФЗ закон вступает в силу со дня его официального опубликования. В течение шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона принимаются законы субъектов Российской Федерации, предусмотренные частью 4 статьи 35, частью 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона). В течение трех месяцев со дня вступления в силу законов субъектов Российской Федерации уставы городских округов, муниципальных районов, городских поселений приводятся в соответствие с требованиями Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в редакции настоящего Федерального закона) и законов субъектов РФ.
В связи с принятием Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ и в целях его реализации был разработан и принят Закон Самарской области от 25.09.2014 № 79-ГД "О порядке избрания главы городского округа Самара Самарской области", определяющий порядок избрания главы городского округа Самара.
В соответствии со статьей 1 названного регионального Закона глава городского округа избирается представительным органом из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа городского округа.
Закон Самарской области № 79-ГД опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области 25.09.2014 и в издании "Волжская коммуна" № 257 (29109), 30.09.2014.
Также, на основании вышеперечисленных норм федерального законодательства, в пределах установленных ими полномочий, Самарской Губернской Думой был принят закон Самарской области от 14.11.2014 № 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области", который был опубликован в издании "Волжская коммуна" 18.11.2014 № 302 (29154).
В соответствии со статьей 1 названного регионального закона глава городского округа избирается представительным органом городского округа из своего состава и исполняет полномочия председателя представительного органа городского круга.
Проекты Законов Самарской области № 79-ГДФ и 116-ГД были внесены на рассмотрение Самарской Губернской Думы Губернатором Самарской области в соответствии со статьями 67 и 77 Устава Самарской области.
Учитывая требования федерального законодательства, суд приходит к выводу, что оспариваемые заявителями региональные законы были приняты в соответствии с требованиями Федерального закона № 131-ФЗ, в связи с чем, не нарушает прав и интересов заявителя.
Положения Федерального закона № 131-ФЗ предусматривают возможность выбора и определения в законе субъекта и уставе муниципального образования одного из вариантов порядка избрания главы муниципального образования, указанного в части 2 статьи 36 названного Федерального закона, а именно: либо на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава. При этом каких-либо дополнительных условий, ограничивающих усмотрение субъекта по такому выбору, ни Федеральный закон № 131-ФЗ, ни Федеральный закон № 136-ФЗ не содержат. Равно как названные федеральные законы не содержат предписаний об обязательности выяснения мнения населения при его принятии.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно высказывал свою позицию по вопросам формирования органов муниципального образования. Так, в частности, в Постановлении от 21.12.2005 № 13-П указано, Конституция РФ, провозглашая свободные выборы, не рассматривает выборы в качестве единственно допустимого механизма формирования всех органов публичной власти на каждом уровне ее организации и не исключает возможность различных вариантов наделения полномочиями органов и должностных лиц публичной власти, непосредственно не поименованных в Конституции РФ в качестве избираемых, в том числе, возможность изменения ранее установленного порядка наделения полномочиями соответствующих органов и лиц, если при этом соблюдаются конституционные права и иные общепризнанные права и свободы человека и гражданина.
Определяя в части 2 статьи 130, что местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления, Конституция РФ также не указывает органы и должностных лиц местного самоуправления, которые должны избираться населением непосредственно, что предполагает необходимость соответствующего законодательного регулирования исходя из конституционного разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 29.09.2011 № 1319-О-О).
Доводы заявителей о противоречии оспариваемых законов положениям Европейской хартии местного самоуправления от 15.10.1985, также не могут служить основанием для удовлетворения требований, так как основаны на неправильном толковании правовых норм.
Анализируя требования действующего законодательства, суд пришел к выводу, что оспариваемые Законы Самарской области от 25.09.2014 № 79-ГД и от 14.11.2014 № 116-ГД приняты Самарской Губернской Думой в пределах полномочий, определенных законом. При этом суд не усматривает противоречие оспариваемых положений положениям федерального законодательства.
Утверждения заявителей о нарушении положений Закона Самарской области от 12.10.2000 № 38-ГД "О разработке, внесении и принятии Законов Самарской области" в ходе принятии оспариваемых законов не нашли своего подтверждения в судебном заседании. В соответствии со статьей 21 названного регионального закона Законы Самарской области принимаются большинством голосов от установленного числа депутатов Думы. Проект Закона Самарской области рассматривается Думой не менее чем в двух чтениях. Согласно статье 23.1 в случае принятии проекта в первом чтении, при наличии предложения ответственного комитета о принятии закона Самарской области, исключая определенный настоящим Законом порядок подготовки проекта ко второму чтению, Дума на этом же заседании может рассмотреть данный проект во втором чтении. Обязательным условием рассмотрения предложения ответственного комитета, указанного в пункте 1 настоящей статьи, является решение ответственного комитета о рекомендации Думе принять закон Самарской области.
В ходе рассмотрения и принятия оспариваемых Законов Самарской области установленный порядок был соблюден, что подтверждается решениями комитета Самарской Губернской Думы по местному самоуправлению от 25.09.2014 № 416, от 06.11.2014 № 435 и стенограммами заседаний Самарской Губернской Думы.
В силу перечисленных обстоятельств и требований действующего законодательства, не могут являться основанием к удовлетворению требований и показания свидетелей, допрошенных по ходатайству стороны заявителей: депутатов Самарской Губернской Думы М.М.Н. и Р.С.В. Свидетели пояснили, что процедура принятия оспариваемых законов носила ускоренный характер, мнение самих избирателей и муниципальных образований учтено не было. При этом из данных показаний усматривается, что законы были приняты на заседаниях Самарской Губернской Думы большинством голосов, поправка депутата М.М.Н. к закону была отклонена.
Доводы заявителей о последствиях принятия закона не могут быть приняты во внимание, поскольку при рассмотрении настоящих заявлений об оспаривании законов в порядке главы 24 ГПК РФ, не имеют правового значения.
Вопрос о противоречии оспариваемого Закона Самарской области нормам Конституции Российской Федерации не может быть рассмотрен судом, поскольку проверка конституционности нормативных актов осуществляется в порядке конституционного судопроизводства Конституционным судом РФ.
На основании изложенного, в соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ требования Б.Н.А. и Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" удовлетворению не подлежат, т.к. в ходе судебного разбирательства было установлено, что оспариваемые Законы Самарской области не противоречат федеральному законодательству или другому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198, 253 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Б.Н.А. и Самарского областного отделения политической партии "Коммунистическая партия Российской Федерации" о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими Законов Самарской области от 25.09.2014 № 79-ГД "О порядке избрания Главы городского округа Самара Самарской области" и от 11.11.2014 № 116-ГД "О порядке избрания глав городских округов Самарской области" - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Российской Федерации.

Председательствующий
Е.И.ШАБАЕВА


------------------------------------------------------------------