Решение Ленинского районного суда города Самары от 22.06.2015 <О признании недействующими пунктов 3.6 , 3.23, 3.25 Регламента действий органов местного самоуправления городского округа Самары и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг, утвержденного постановлением администрации городского округа Самара от 17.09.2014 N 1381>



ЛЕНИНСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД
ГОРОДА САМАРЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 22 июня 2015 года

Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Гороховик О.В.
при секретаре В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению прокурора гор. Самары о признании недействующим, противоречащим закону нормативного правового акта в части,

установил:

Прокурор гор. Самары обратился в суд с заявлением о признании недействующим, противоречащим закону нормативного правового акта в части, указав, что постановлением администрации г.о. Самары № 1381 от 17.09.2014 утвержден регламент действий органов местного самоуправления г.о. Самары и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных стационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории городского округа Самары. Раздел 3 Регламента определяет порядок демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов. П.п. 3.6, 3.21, 3.23, п. 25 противоречат федеральному законодательству и содержат коррупциогенные факторы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит суд признать противоречащими закону и недействующими со дня принятия п. 3.6 (в части полномочий должностных лиц администрации г.о. Самары осуществлять вывоз и хранение объекта с привлечением специализированной организации на основании муниципального контракта, п. 3.21 (в части установления факта оплаты владельцем объекта расходов по демонтажу, вывозу и хранению объекта в качестве условия возврата вывезенного объекта владельцу), п. 2.23 и п. 3.25 Регламента действий органов местного самоуправления г.о. Самары и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг, утвержденного постановлением администрации г.о. Самары от 17.09.2014 № 1381, обязать администрацию г.о. Самары опубликовать решение суда после вступления его в законную силу в газете "Самарская газета".
В судебное заседание представитель прокуратуры г.о. Самары исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.
Представитель заинтересованного лица - администрации г.о. Самары заявление не признала по основаниям, изложенным в отзыве.
Выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, суд приходит к выводу, что требования заявителя являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 251 п. 1 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно ст. 253 п. 2 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Постановлением администрации г.о. Самары от <...> № <...> утвержден Регламент действий органов местного самоуправления городского округа Самары и иных участников отношений в сфере выявления, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг на территории городского округа Самары (опубликовано в "Самарской Газете", № 109а(5373а), 19.09.2014) (далее - Регламент).
Согласно п. 3.6 Регламента принудительный вывоз Объекта осуществляется на основании решения суда в порядке, определенном действующим законодательством. Объект может быть изъят уполномоченными должностными лицами в порядке, установленном действующим законодательством, в рамках производства по делу об административном правонарушении (ст. 27.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях) в целях пресечения административного правонарушения, предусмотренного законодательством об административных правонарушениях. При поступлении в территориальный орган от органов и лиц, указанных в пункте 2.2 настоящего Регламента, информации о нахождении на территории соответствующего района незаконно установленного Объекта территориальным органом совместно с Департаментом организуются вывоз и хранение Объекта с привлечением специализированной организации на основании муниципального контракта (договора).
В соответствии со ст. 27.10 КоАП РФ изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении личного досмотра, досмотра вещей, находящихся при физическом лице, и досмотре транспортного средства, осуществляется лицами, указанными в статьях 27.2, 27.3, 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи. Изъятие вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных при осуществлении осмотра принадлежащих юридическому лицу территорий, помещений и находящихся у него товаров, транспортных средств и иного имущества, а также соответствующих документов, осуществляется лицами, указанными в статье 28.3 настоящего Кодекса, в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.
В соответствии с нормами административного законодательства, осуществление изъятия, определения места и порядка хранения вещей, изъятых в рамках производства по делу об административном правонарушении, отнесено к компетенции должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, а не органов местного самоуправления.
Согласно ст. 5 ФЗ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
В соответствии со ст. 7 указанного закона случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, органами местного самоуправления, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами и гражданами.
Указанные в части 1 настоящей статьи органы, организации и граждане исполняют требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 настоящего Федерального закона, в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Указанными федеральными законами не предусмотрено возможность вывоза должностными лицами органов местного самоуправления объекта, собственник которого установлен, вне рамок исполнительного производства или производства по делу об административном правонарушении.
Полномочия органов местного самоуправления - это строго очерченный и закрепленный нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.
Пунктом 3.21 Регламента определено, что возврат объекта владельцу осуществляется после предъявления им документов, подтверждающих оплату расходов по демонтажу, вывозу и хранению объекта, понесенных Департаментом.
Однако федеральным законодательством обязанность владельца объекта возместить муниципальному образованию понесенные расходы в связи с демонтажом, вывозом и хранением объекта не предусмотрены.
Разрешение вопросов, связанных с возмещением муниципальному образованию данных расходов, подлежит в судебном порядке путем предъявления муниципальным образованием искового заявления о возмещении указанных затрат.
Федеральным законодательством не предусмотрено возложение на владельца объекта расходов, произведенных муниципальным образованием без соответствующих договорных отношений.
Согласно п. 3.23 Регламента хранение специализированной организацией невостребованного Объекта осуществляется не более шести месяцев со дня принятия Объекта на хранение.
Пунктом 3.25 Регламента предусмотрено, что после истечения шестимесячного срока хранения объект подлежит уничтожению силами специализированной организации.
Указанные положения противоречат ст. 209 ГК РФ, согласно которой собственнику принадлежит право распоряжения имуществом.
Уничтожение объекта, имеющего собственника, до принятия решения судебного решения об обращении объекта в муниципальную собственность нарушает нормы федерального законодательства.
Кроме того, в п.п. 3.6, 3.21, 3.23, 3.25 Регламента содержатся коррупциогенные факторы в соответствии с п.п. "а", "в" и "д" п. 3 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1920 Юг № 96, а именно: коррупциогенные факторы, устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил: а) широта дискреционных полномочий - отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения; в) выборочное изменение объема прав - возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); д) принятие нормативного правового акта за пределами компетенции - нарушение компетенции органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов.
При указанных обстоятельствах, требования прокурора г.о. Самары являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Доводы представителя администрации г.о. Самары о том, что федеральным законодательством предусмотрено право органа местного самоуправления в рамках создания условий для обеспечения жителей городского округа Самары услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, осуществлять вывоз незаконно установленных объектов потребительского рынка несостоятельны, поскольку данные полномочия относятся к отношениям, которые находятся в исключительной компетенции органов федеральной власти.
Не могут быть приняты во внимание доводы представителя администрации о том, что в части п. 3.23, 3.25 Регламента в настоящее время администрацией г.о. Самары подготовлен проект о внесении изменений в Регламент, поскольку в настоящее время указанные пункты Регламента не изменены и не отменены.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора г.о. Самары удовлетворить.
Признать противоречащими закону и недействующими с момента принятия п. 3.6 (в части полномочий должностных лиц администрации г.о. Самары осуществлять вывоз и хранение объекта с привлечением специализированной организации на основании муниципального контракта), п. 3.21 (в части установления факта оплаты владельцем объекта расходов по демонтажу, вывозу и хранению объекта в качестве условия возврата вывезенного объекта владельцу), п. 2.23 и п. 3.25 Регламента действий органов местного самоуправления г.о. Самары и иных участников отношений в сфере выявления, демонтажа, вывоза и хранения незаконно установленных нестационарных объектов потребительского рынка и услуг, утвержденного постановлением администрации г.о. Самары от 17.09.2014 № 1381.
Обязать администрацию г.о. Самары опубликовать решение суда после вступления его в законную силу в газете "Самарская газета".
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 24.06.2015.

Судья
О.В.ГОРОХОВИК


------------------------------------------------------------------