Решение Самарского областного суда от 23.09.2015 N 3а-424/2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 N 386 в части утверждения тарифов на тепловую энергию>



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 23 сентября 2015 года

Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Б.
С участием прокурора Гуляевой Е.С.
Рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № по заявлению ООО УК "М" о признании недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 № 386, в части,

установил:

ООО УК "М" обратилась в суд с заявлением об оспаривании приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 № 386, в части Приложением № 6 - "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Т" (СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти), г.о. Тольятти на 2015 год", о взыскании судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины в размере 3 000 рублей.
В обоснование заявления указали, что ООО Управляющая Компания "М" осуществляет свою деятельность в Автозаводском районе г.о. Тольятти, в связи с чем оспариваемое Приложение № 6 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 № 386 имеет к нему непосредственное отношение.
Основываясь на данном Приказе Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области ОАО "Т" направило в адрес ООО Управляющая Компания "М" оферту договора теплоснабжения.
Полагают, что Приложение № 6 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 22.11.2014 № 386 принято с нарушением требований действующего законодательства, в связи с чем нарушает права и законные интересы заявителя, поэтому подлежит отмене по следующим основаниям.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации 13.08.2014 № 521 утверждена Схема теплоснабжения городского округа Тольятти на период с 2013 по 2027 годы.
Согласно утвержденной Схеме теплоснабжения в Автозаводском районе г.о. Тольятти единой теплоснабжающей организацией является ОАО "В".
В силу п. 1 ч. 2 ст. 15 Федерального закона "О теплоснабжении" обязанность по заключению договора теплоснабжения с любым обратившимся потребителем тепловой энергии, теплопотребляющие установки которого находятся в данной системе теплоснабжения, возложена на единую теплоснабжающую организацию, определенной схемой теплоснабжения.
Порядок заключения договора теплоснабжения между потребителем и единой теплоснабжающей организацией определен пунктами 35 - 43 Правил организации теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ № 808 от 08.08.2012.
Таким образом, в Автозаводском районе г.о. Тольятти договоры теплоснабжения с потребителями, в том числе с ООО Управляющая Компания "М", должна заключать единая теплоснабжающая организация - ОАО "В".
В соответствии с п. 94 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 октября 2012 г. № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" единая теплоснабжающая организация поставляет тепловую энергию (мощность) по единому тарифу всем потребителям, находящимся в зоне ее деятельности и относящимся к одной категории (группе) потребителей.
В п. 1 Правил организации теплоснабжения, утв. Постановлением Правительства РФ № 808 от 08.08.2012, приведено понятие "зоны деятельности единой теплоснабжающей организации" - одна или несколько систем теплоснабжения на территории поселения, городского округа, в границах которых единая теплоснабжающая организация обязана обслуживать любых обратившихся к ней потребителей тепловой энергии.
Таким образом, тарифы, утвержденные Приложением № 6 к Приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области 22.11.2014 № 386, для потребителей СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти должны устанавливаться для ОАО "В", а не для ОАО "Т".
В ходе судебного разбирательства требования дополнили и просили признать незаконным и недействующим со дня принятия пункт 6 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 № 386 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" и Приложение № 6 к нему - "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Т" (СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти), г.о. Тольятти на 2015 год", взыскать судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в сумме 3 000 рублей.
В судебном заседании представитель административного истца И.И.Р., действующий на основании доверенности от 17.08.2015 б/н доводы иска поддержал, указав, что утвержденные тарифы для ОАО "Т" нарушают их права на получение отпуска тепловой энергии от единой теплоснабжающей организации. В настоящее время ОАО "Т" взыскивает с управляющей компании задолженность по оплате за поставляемую тепловую энергию, однако это необоснованно. Экономическую составляющую тарифа не оспаривают.
Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области Н.О.В., действующая на основании доверенности от 02.04.2015 № 15/1943 с доводами иска не согласна по основаниям, изложенным в письменном отзыве, при этом указала, что осуществление поставки теплоэнергии возможно как через ЕТО, так и через иных поставщиков. ОАО "Т" единственная компания, которая обратилась за установлением тарифа на поставку теплоэнергии на территории Автозаводского района г.о. Тольятти на 2015 г.
Представители ОАО "Т" Р.Е.В., действующая на основании доверенности от 27.03.2015 № 127 и С.О.А., действующая на основании доверенности от 15.04.2015 № 187 доводы заявление не признали по основаниям, изложенным в письменном отзыве, при этом указали, что им на праве собственности принадлежат сети, по которым осуществляется теплоснабжение домов, расположенных в Автозаводском районе г.о. Тольятти, в том числе и тех, которые обслуживает ООО УК "М". Они фактически оказывают им услугу по теплоснабжению, однако управляющая компания отказывается вносить плату за полученное теплоснабжение. Полагают, что оспаривание приказа направлено на уклонение от гражданско-правовой ответственности за полученные услуги.
Представители ПАО "Т. П" (ранее ОАО "В") в судебное заседание не явились, просят рассматривать дело в их отсутствие. В письменном отзыве просят в удовлетворении требований отказать, поскольку они не оказывают услуги по поставке тепловой энергии в Автозаводском районе г.о. Тольятти. Для них тарифы не устанавливались.
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 213 КАС РФ суд полагает возможным рассматривать дело в отсутствие не явившегося представителя.
Прокурор Гуляева Е.С. полагает, что заявление не подлежит удовлетворению, поскольку истцом не доказан факт нарушения их прав и свобод, при издании приказа не допущено нарушений требований законодательства.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, исследовав доказательства в их совокупности, полагает, что в удовлетворении административного иска следует отказать по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Часть 6 ст. 208 КАС РФ гласит, что административное исковое заявление о признании нормативного правового акта недействующим может быть подано в суд в течение всего срока действия этого нормативного правового акта.
Судом установлено, что на основании Положения о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 13.07.2011 № 337, министерство энергетики и ЖКХ Самарской области является органом исполнительной власти, к полномочиям которого в том числе относится государственное регулирование цен (тарифов) на товары и услуги организаций коммунального комплекса, газ, электрическую и тепловую энергию.
22.11.2014 Министерством издан приказ № 386 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области", в п. 6 и приложении № 6 которого установлены тарифы на тепловую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Т" (СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти) на 2015 г.
Данный приказ опубликован в газете "Волжская коммуна" № 316(29168), 02.12.2014.
Оспаривая данный приказ в части, административный истец указывает, что установление тарифов организации, не являющейся единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО), нарушает требования федерального закона и, соответственно, их права как потребителя.
Суд полагает, что указанные основания не нашли своего подтверждения в ходе судебного заседания.
Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.
ОАО "Т" приобретает с коллекторов тепловую энергию и теплоноситель у ОАО "В" на основании договора поставки тепловой энергии в горячей воде и паре N№ 30006 п,т от 15.01.2010, поставляет тепловую энергию потребителям, в том числе Автозаводского района г.о. Тольятти.
Факт приобретения тепловой энергии ОАО "Т" у ОАО "В" подтверждается заключенным договором N№ 30006 п,т от 15.01.2010, первичными бухгалтерскими документами за период с 01.01.2010 по настоящее время (акты выполненных работ, счет-фактуры, показания приборов учета).
ОАО "Т" оплачивает приобретенную тепловую энергию, теплоноситель по тарифам ОАО "В" на тепловую энергию (мощность) на коллекторах Самарского филиала на 2015 год (установлены для потребителей, получающих тепловую энергию на коллекторах ТЭС г.о. Самара, Тольятти, Сызрань, Новокуйбышевск, приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 22.11.2015 № 386, приложение 1).
Далее ОАО "Т" осуществляет продажу тепловой энергии по тарифам на тепловую энергию, поставляемую потребителям ОАО "Т" (СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти, приказ Министерства энергетики и ЖКХ Самарской области от 22.11.2015 № 386 приложение 6) как на договорной, так и бездоговорной основе.
ОАО "Т" в материалы дела предоставлен соответствующий договор от 15.01.2010, а также свидетельства о праве собственности на сети теплоснабжения в Автозаводском районе г.о. Тольятти, договора с потребителями на поставку теплоснабжения.
ООО УК "М" получают услуги теплоснабжения на бездоговорной основе, поскольку не заключили договора с ОАО "Т".
Судом рассматривались доводы истца о том, что у министерства не имелось оснований для установления тарифов на 2015 г. для ОАО "Т" и они не нашли своего подтверждения.
Дело по установлению тарифов на тепловую энергию на 2015 год для потребителей ОАО "Т" было открыто министерством на основании заявления об установлении тарифа на тепловую энергию ОАО "Т" от 29.04.2014 вх. № 312/Р.
Самарский филиал ОАО "В" (в настоящее время ПАО "Т. П") с заявлением об установлении тарифа на тепловую энергию на 2015 год в Автозаводском районе города Тольятти в министерство не обращалось.
При открытии дела по установлению тарифов на тепловую энергию на 2015 год для потребителей ОАО "Т" министерство руководствовалось регламентом открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденным приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163.
Согласно пункту 11 Регламента основанием для принятия решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов является несоблюдение заявителем сроков представления предложения об установлении цен (тарифов), установленных Регламентом. Принятие решения об отказе в рассмотрении предложений об установлении цен (тарифов) и возврате представленных документов и материалов по иным основаниям не допускается.
Суд соглашается с доводом министерства о том, что в связи с соблюдением ОАО "Т" срока представления предложения об установлении цен на 2015 год, у министерства не имелось оснований для отказа ОАО "Т" в открытии дела по установлению тарифа на тепловую энергию.
Согласно положениям Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении", постановления Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 "О ценообразовании в сфере теплоснабжения" тарифы в сфере теплоснабжения устанавливаются для организации, осуществляющей регулируемые виды деятельности.
В соответствии с письмом ФСТ России от 11.06.2014 № СЗ-6425/5, в случае если организацией не подтвержден факт осуществления регулируемой деятельности (не представлены правоустанавливающие документы, подтверждающие право пользования имуществом на очередной период регулирования или договоры на осуществление регулируемых видов деятельности на очередной период регулирования), у органа регулирования не имеется оснований для установления в отношении такой организации регулируемых тарифов в сфере теплоснабжения.
Договор на оказание услуг по передаче тепловой энергии ОАО "Т" с Самарским филиалом ОАО "В" в министерство предоставлен не был. Договоры с потребителями в Автозаводском районе г.о. Тольятти они также не предоставляли.
Согласно п. 28 ст. 2 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" единая теплоснабжающая организация в системе теплоснабжения - это теплоснабжающая организация, которая определяется в схеме теплоснабжения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения (далее - федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения), или органом местного самоуправления на основании критериев и в порядке, которые установлены правилами организации теплоснабжения, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Закона о теплоснабжении).
Пункт 4 статьи 15 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ "О теплоснабжении" применяет формулировку "теплоснабжающие организации, в том числе единая теплоснабжающая организация", то есть устанавливает единый режим правового регулирования для единых теплоснабжающих организаций и теплоснабжающих организаций, не являющихся едиными теплоснабжающими организациями.
Таким образом, нормами действующего законодательства РФ предусмотрено 2 варианта схемы организации теплоснабжения: теплоснабжающие организации без статуса ЕТО - ОАО "Т" и другие теплоснабжающие организации, осуществляющие деятельность в системе теплоснабжения Автозаводского района г.о. Тольятти - приобретает тепловую энергию, теплоноситель у теплоснабжающей организации со статусом ЕТО (ОАО "В", в настоящее время - ПАО "Т. П) с целью продажи тепловой энергии, теплоносителя потребителям по тарифам, установленным органом регулирования.
Теплоснабжающая организация со статусом ЕТО (ОАО "В") заключает с теплоснабжающими организациями без статуса ЕТО (ОАО "Т" и с другими организациями, осуществляющими деятельность в системе теплоснабжения Автозаводского района г.о. Тольятти) соглашение об управлении системой теплоснабжения, договор на передачу тепловой энергии, теплоносителя, заключает договоры энергоснабжения с Потребителями по тарифам, установленным органом регулирования для потребителей ЕТО (ОАО "В").
В 2015 году в г.о. Тольятти реализуется первый вариант схемы организации теплоснабжения.
Суд полагает необоснованными доводы истца о том, что поставка теплоэнергии возможна только через ЕТО, т.е. путем предоставления услуг ОАО "В" как ЕТО.
Действительно, в соответствии с приказом от 13.08.2014 № 521 Министерства энергетики РФ утверждена схема теплоснабжения г.о. Тольятти на период с 2013 по 2027 годы.
Согласно таблице 69 указанного приказа, определен реестр зон действия систем теплоснабжения, согласно которому в зоне деятельности 1 (Автозаводский район) существующая теплоснабжающая организация с источником энергии на балансе ОАО "В", а существующая теплоснабжающая (теплосетевая) организация с тепловыми сетями на балансе - ОАО "Т".
Исходя из выводов данного приказа, с учетом критериев определения ЕТО, сформулированных Постановлением Правительства РФ от 08.08.2012 № 808 "Об организации теплоснабжения в РФ и о внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ" разработчик схемы теплоснабжения рекомендует в качестве ЕТО в зоне действия № 1 ОАО "В".
Таким образом, сам приказ об утверждении схемы теплоснабжения г.о. Тольятти не свидетельствует о том, что с момента его принятия ОАО "В" стало ЕТО для Автозаводского района г.о. Тольятти и только она вправе осуществлять поставку теплоснабжения потребителям.
Для подтверждения статуса ЕТО, организация должна подтвердить наличие технической возможности на поставку теплоэнергии потребителем, а также факт заключения договоров с конечными потребителями, чего у ОАО "В" на 2015 г. не имелось.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с пунктом 13 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22.10.2012 № 1075 регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов.
На момент подачи заявления ОАО "Т" об утверждении тарифов, указанный выше приказ № 521 от 13.08.2014 принят не был, следовательно, он не может являться основанием для признания недействующими п. 6 приказа и приложения № 6 Минэнерго и ЖКХ Самарской области от 22.11.2014 № 386.
Как следует из пояснений представителя министерства, ПАО "Т. П" обратилось к ним с заявлением на установление тарифов на тепловую энергию на 2016 г., представив также проект договора аренды сетей теплоснабжения у ОАО "Т".
Суд полагает, что со стороны административного истца не подтверждено факта нарушения его прав и законных интересов оспариваемым приказом, поскольку как следует из пояснений представителя ООО УК "М" услуги по теплоснабжению им оказываются, экономическую составляющую тарифа они не оспаривали. Ссылки на то, что ОАО "Т" в судебном порядке взыскивают с ООО УК "М" задолженность за поставленную теплоэнергию, не являясь, по их мнению, надлежащим истцом по таким требованиям, суд полагает не влекущими признание недействительным приказа № 386 от 22.11.2014 в оспариваемой части, поскольку они относятся к предмету иного спора.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что отсутствуют основания для удовлетворения административного иска о признании частично незаконным и недействующим приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 № 386, и, как следствие, отсутствуют основания для взыскания с административного ответчика расходов по оплаченной истцом государственной пошлине.
Руководствуясь ст. 180, ст. 215 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного иска ООО УК "М" о признании незаконным и недействующим со дня принятия пункта 6 приказа Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 22.11.2014 № 386 "Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей Самарской области" и Приложения № 6 к нему - "Тарифы на тепловую энергию, поставляемую ОАО "Т" (СЦТ Автозаводский район г.о. Тольятти), г.о. Тольятти на 2015 год", о взыскании судебных расходов в виде оплаченной государственной пошлины - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.09.2015.

Председательствующий
А.А.ПОДОЛЬСКАЯ


------------------------------------------------------------------