Решение Самарского областного суда от 31.08.2015 <Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующими пунктов 3, 4 подпрограммы 3 постановления Правительства Самарской области от 11.02.2015 N 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года" >



САМАРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 31 августа 2015 года

Самарский областной суд в составе:
Председательствующего судьи Подольской А.А.
При секретаре судебного заседания Ф.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <...> по заявлению первого заместителя прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3, 4 подпрограммы 3 постановления Правительства Самарской области от 11.02.2015 № 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года" (в редакции постановления Правительства Самарской области от 15.05.2015 № 267)

установил:

Первый заместитель прокурора Самарской области обратился в Самарский областной суд с заявлением в порядке ст. 251 ГПК РФ о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3, 4 подпрограммы 3 постановления Правительства Самарской области от 11.02.2015 № 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года" (в редакции постановления Правительства Самарской области от 15.05.2015 № 267).
В обоснование заявления указал, что Постановлением Правительства Самарской области от 15.05.2015 № 267 внесены изменения в постановление от 11.02.2015 № 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года".
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Волжская коммуна" № 120 (29319) от 19.05.2015 и вступил в силу с 19.05.2015.
Отдельные положения постановления от 11.02.2015 № 56 в новой редакции постановления Правительства Самарской области от 15.05.2015 № 267 противоречат требованиям федерального законодательства.
В рамках изменений в приложение 3 к государственной программе Самарской области "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года" (подпрограмма "Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования на территории Самарской области" в качестве одной из основных стратегических задач обозначено улучшение материально-технической базы объектов инфраструктуры государственных образовательных учреждений в Самарской области (отдельно стоящих учебных и учебно-производственных зданий), обеспечивающих подготовку кадров для ведущих отраслей экономики Самарской области.
Перечень мероприятий подпрограммы 3 изложен в новой редакции. Так, пунктом 3 данного Перечня предусмотрено мероприятие по предоставлению субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере образования, на содействие развитию образования в Самарской области (80 000 тыс. рублей), в целях решения задачи по созданию условий для совершенствования системы образования путем улучшения материально-технической базы объектов инфраструктуры государственных образовательных учреждений в Самарской области (отдельно стоящих учебных и учебно-производственных зданий). Пунктом 4 Перечня предусмотрено мероприятие с аналогичным наименованием (37 940 тыс. рублей).
В соответствии с Законом Самарской области от 26.02.2015 № 12-ГД "О внесении изменений в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" увеличивается объем финансирования мероприятий подпрограммы 3 по направлению расходов на мероприятия по укреплению материально-технической базы государственных учреждений в размере 37 940 тыс. рублей.
Финансирование мероприятия планируется осуществить за счет средств областного бюджета в форме бюджетных ассигнований по предоставлению субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере образования на территории Самарской области, на завершение работ в здании учебного корпуса ФГБОУ СПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия", начатых в 2006 году в соответствии с проектом на проведение благоустройства и озеленения прилегающей к зданию территории, выполнение работ по перекладке наружных сетей электроснабжения, водоснабжения, канализации и тепловых сетей.
Постановлением Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 утверждена Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, предусматривающая мероприятие в форме капитальных вложений на реконструкцию учебного корпуса Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия" в объеме 44,6 млн. рублей на 2011 - 2015 годы.
Механизм финансирования за счет средств областного бюджета ремонта здания федерального государственного образовательного учреждения посредством предоставления субсидий некоммерческой организации в целях создания условий для совершенствования системы образования свидетельствует о незаконном наделении данной некоммерческой организации полномочиями органа государственной власти субъекта Российской Федерации по финансированию вопросов содержания государственного имущества, к тому же имущества, не относящегося к имуществу субъекта Российской Федерации.
Федеральный закон, предусматривающий возможность финансирования из бюджета субъекта РФ вышеназванного мероприятия, не принят.
Таким образом полагает, что положения постановления в части, предусматривающей расходное обязательство Самарской области по финансированию ремонта здания ФГБОУ СПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия" в объеме 80 000 тыс. и 37 940 тыс. рублей, нарушает принципы адресности и целевого характера расходования бюджетных средств (ст. 38 БК РФ), самостоятельности бюджетов (ст. 31 БК РФ), разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (п. "е" ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации").
В связи с выявленными противоречиями указанного постановления Правительства Самарской области федеральному законодательству заместителем прокурора области 16.06.2015 на его отдельные положения принесен протест.
По результатам рассмотрения Правительством Самарской области протест заместителя прокурора области был отклонен, о чем сообщено в письме от 26.06.2015.
Просит заявление удовлетворить.
В судебном заседании представитель прокуратуры Самарской области М., действующий на основании доверенности заявление поддержал в полном объеме, указав, что согласно представленному прокуратуре финансово-экономическому обоснованию проекта постановления о внесении изменений в постановление № 56 от 11.02.2015 следовало, что выделяемые в виде субсидий денежные средства НКО буду затрачены на осуществление ремонта и подведение коммуникаций в здании образовательного учреждения, относящегося к федеральной собственности, что недопустимо в соответствии с требованиями закона.
Представители Правительства Самарской области Р.Т., Р.Д., действующие на основании соответствующих доверенностей с заявлением не согласны, просят в его удовлетворении отказать, поскольку денежные средства выделяются для поддержки некоммерческих организаций, осуществляющих свою деятельность в сфере образования для целей улучшения материально-технической базы образовательных учреждений, создания спортивной инфраструктуры образовательных учреждений Самарской области, за исключением федеральных образовательных учреждений.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представление доказательства, полагает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями ст. 251 - 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании нормативного правового акта недействующим подлежит удовлетворению в случае, если оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, а также, если оспариваемым нормативным актом нарушаются права и свободы граждан, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами.
Анализируя оспариваемое постановление Правительства Самарской области № 56 от 11.02.2015 в редакции от 15.05.2015 суд полагает, что нет оснований для его признания противоречащим федеральному законодательству и недействующим.
Постановлением Правительства Самарской области от 15.05.2015 № 267 внесены изменения в постановление Правительства Самарской области от 11.02.2015 № 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года".
Данный нормативный правовой акт опубликован в газете "Волжская коммуна" № 120 (29319) от 19.05.2015 и вступил в силу с 19.05.2015.
Постановлением (приложения 1 и 4 к Подпрограмме "Укрепление материально-технической базы государственных и муниципальных учреждений, осуществляющих деятельность в сфере образования на территории Самарской области" до 2020 года государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция и капитальный ремонт образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года) предусмотрено предоставление за счет средств областного бюджета субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям, осуществляющим свою деятельность в сфере образования (далее - НКО), на содействие развитию образования в Самарской области и установлен Порядок определения объема и предоставления в 2015 году указанных субсидий.
Согласно Порядку субсидии предоставляются НКО на проведение мероприятий, направленных на совершенствование инфраструктуры системы образования путем улучшения материально-технической базы объектов инфраструктуры государственных образовательных учреждений в Самарской области. НКО использует субсидию на выполнение работ по совершенствованию спортивной инфраструктуры системы образования, предусматривающему, в том числе создание объектов для занятий физической культурой и спортом, и на улучшение материально-технической базы объектов инфраструктуры государственных образовательных учреждений в Самарской области (отдельно стоящих учебных и учебно-производственных зданий). Порядком также установлены критерии отбора НКО для предоставления субсидий.
Суд полагает необоснованными доводы заявления о том, что при принятии постановления нарушены положения бюджетного законодательства, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации в законе субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации могут предусматриваться субсидии иным некоммерческим организациям, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями.
Порядок определения объема и предоставления указанных субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации устанавливается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствии с законодательством Российской Федерации Законом Самарской области "Об областном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов" (Приложение 7) предусмотрены субсидии некоммерческим организациям (за исключением государственных (муниципальных) учреждений) в объеме 117940 тыс. рублей.
Суд полагает, что субъект РФ вправе принимать участие, в том числе в финансировании мероприятий направленных на улучшение материально-технической базы образовательных учреждений Самарской области.
Согласно тексту оспариваемого постановления и Порядка предоставления субсидий имеется прямой запрет на выделение указанных денежных средств для осуществления мероприятий в федеральных образовательных учреждениях.
Ссылки на то, что бюджет субъекта - Самарской области не имеет возможности осуществления таких затрат в связи с дефицитом, не может служить основанием к признанию постановления № 56 недействительным, поскольку вопросы формирования бюджетных средств и их расходование определены иным нормативным актом субъекта РФ.
Ссылки на то, что фактически в результате выделения субсидий будут осуществлены работы по ремонту в здании ФГБОУ СПО "Поволжская государственная социально-гуманитарная академия", не могут служить основанием к отмене оспариваемого постановления, поскольку из текста подпрограммы 3 в ее п. 3 и 4 нет указания на возможность осуществления работ по ремонту в здании данного образовательного учреждения, наоборот, такое выделение денежных средств напрямую противоречит целям принятой подпрограммы и Порядку предоставления субсидий НКО.
Нарушение порядка исполнения оспариваемого постановления органами субъекта РФ, не свидетельствуют о недействительности самого нормативного правового акта, а лишь о необоснованности действий в рамках его исполнения.
Таким образом, суд полагает, что само постановление № 56 в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, принято в соответствии с компетенцией Правительства Самарской области, согласуется с правом субъекта РФ самостоятельно определять пределы и объемы финансирования определенных мероприятий за счет средств бюджета субъекта.
При этом судом проверялось фактическое исполнение данного постановления по оспариваемым пунктам и установлено, что заявку на выделение субсидий в сумме 80 млн. руб. подала Ассоциация вузов "Самарский региональный научно-образовательный комплекс", в обоснование которой представила документы, свидетельствующие о том, что на выделенные средства планируется возведение бассейна.
В отношении денежных средств в сумме 37 млн. руб. также подавалась заявка выше указанной Ассоциацией, однако отозвана 24.08.2015, в связи с чем 26.08.2015 распоряжением № 532-р отменено распоряжение министра образования и науки Самарской области от 03.08.2015 № 504-р о выделении выше указанных денежных средств. В настоящее время получатель указанной субсидии не определен.
При таких обстоятельствах, суд полагает, что заявление первого заместителя прокурора Самарской области об оспаривании постановления № 56 от 11.02.2015 в части п. 3 и 4 подпрограммы 3 (в редакции от 15.05.2015) не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления первого заместителя прокурора Самарской области о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими со дня вступления решения суда в законную силу пункты 3, 4 подпрограммы 3 постановления Правительства Самарской области от 11.02.2015 № 56 "Об утверждении государственной программы Самарской области "Строительство, реконструкция образовательных учреждений Самарской области" до 2020 года" (в редакции постановления Правительства Самарской области от 15.05.2015 № 267) - отказать.
Решение суда может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме изготовлено 04.09.2015.


------------------------------------------------------------------